Книга "Великие евреи средневековья"

7 Рамбан

Культура евреев христианской Европы и стран ислама сильно различалась. Однако общины не были отделены друг от друга «железным занавесом». К примеру, Раши, работая над своим комментарием, широко использовал толковый словарь языка Торы, который составил испанский грамматик и поэт Менахем бар Яаков Ибн Сарук (р. 940). Студенты из Испании учились в иешивах Германии и Франции; раввинов из Центральной Европы приглашали в пиренейские общины. Так, известный галахист Ашер бен Иехиэль (1250-1327), уроженец Германии, много лет возглавлял общину Толедо. Одним из тех, кто послужил своего рода «мостом» между евреями Востока и Запада, стал рабби Моше бен Нахман (Рамбан, Нахманид, 1194-1270).

Моше родился и прожил большую часть жизни в испанской Жироне (Каталония, Испания). Подобно многим испанским евреям, он зарабатывал на жизнь медициной.

Однако, в отличие от большинства земляков, свое еврейское образование он продолжил в иешивах Франции, где познакомился с еврейской традицией Центральной Европы. От своих учителей Нахманид воспринял методы глубокого аналитического изучения Талмуда, малоизвестные на Пиренеях, где еврейская интеллектуальная элита предпочитала философию.

Учителя привили Рамбану более критическое отношение к философии. В своих сочинениях он неоднократно атаковал Аристотеля, а так же высказывал решительное несогласие с некоторыми мнениями Рамбама. Тем не менее, он никогда не отказывался от культурного наследия испанского еврейства. При жизни Рамбана вспыхнула ожесточенная полемика вокруг философского наследия Рамбама: более консервативные мыслители, преимущественно из Центральной Европы, считали его взгляды опасными и даже еретическими и настаивали на максимальном ограничении или даже полном запрете на изучение философии. Хорошо знакомый со взглядами обеих сторон, Рамбан попытался найти компромисс. Он предложил систему религиозного образования, включавшую изучение Торы, Талмуда и философии, в том числе философской части труда Маймонида «Мишнэ Тора», в пропорции, представлявшейся ему правильной. Однако, как это часто бывает, предложение Нахманида было отвергнуто как консерваторами, так и радикально настроенными философами.

Христианская церковь вела активную миссионерскую работу с целью обращения евреев в «истинную веру». В 1263 году очередную попытку предпринял доминиканский монах Пабло Кристиани. Крещеный еврей, бывший ученик известного раввина Элиэзера из Тараскона, он заявил, что берется доказать истинность христианской веры на основании исключительно еврейских текстов – Талмуда и мидрашей.

 По инициативе арагонского короля Хайме I в Барселоне состоялся публичный диспут между Пабло Кристиани и Рамбаном, выступавшим от имени еврейской общины. Диспут продолжался несколько дней, в ходе которых раввин последовательно опровергал утверждения монаха-выкреста.

 «Опять стал брат Пабло утверждать, будто в Талмуде говорится, что мессия уже пришел. Он привел ту агаду в Мидраш-Эйха, где говорится о человеке, который пахал и корова его замычала. Прошел некий араб и сказал ему: «Сын иудейский, сын иудейский! Распряги корову и плуг твой - ведь святилище твое разрушено!» Распряг он корову, и та - замычала опять. Сказал ему араб: «Запряги корову, запряги плуг свой - родился мессия ваш!»

Я сказал в ответ: «Я не верю в эту агаду, но она - подтверждение моим словам».

Тогда завопил тот человек : «Смотрите, он не верит в свои книги!»

Я сказал: «Я воистину не верю, что мессия родился в день разрушения Храма. Что касается этой агады, то она или неверна, или же имеет какое-то другое, таинственное толкование у ученых. Однако я принимаю ее в буквальном смысле, как ты говоришь, ибо она - подтверждение моей правоты. Вот ведь сказано, что в день разрушения Храма, после того, как был разрушен Храм, - в тот самый день родился мессия. Следовательно, Ешу не мессия, как вы утверждаете: ведь еще до разрушения Храма он родился и был убит. На самом же деле он родился, по-вашему - за 73 года до разрушения». Тогда он замолк.»

Однако участие в диспуте дорого обошлось Рамбану. После того, как он опубликовал отчет об этой дискуссии, церковь обвинила его в хуле на христианство. И хотя королю, на которого раввин произвел очень благоприятное впечатление, удалось замять дело, Рамбан счел за благо покинуть Испанию. В 1267 году он сел на корабль, и отправился в Святую Землю, где поселился сначала в Иерусалиме, а затем в Акко, где и скончался.


Дистанционная интернет-олимпиада по иудаике Эрудаика (http://jerudaica.org)