Что значит быть евреем

10 Венгерская ультра-ортодоксия: шалем (продолжение)

Под «еврейским языком» венгерские раввины имели в виду идиш, который в равной степени презирали и реформисты, и нео-ортодоксы, считавшие его испорченным, неправильным немецким. Именно в этом Лихтенштейн и Шлезингер увидели основное достоинство «жаргона»: по их мнению, в древности евреи сознательно «исковеркали» немецкий язык, чтобы не говорить языке иноверцев.

Помимо языка, одежды и имен, для полноценной национальной жизни необходим еще один компонент — территория компактного проживания. Поэтому неудивительно, что р. Шлезингер активно убеждал ортодоксов переселяться в Святую Землю. В 1870 году он сам отправился в Палестину, где впоследствии стал одним из основателей поселения Петах-Тиква. При этом р. Шлезингер руководствовался ведьма прагматическими соображениями. В те годы Палестина была одной из самых бедных и отсталых провинций Османской империей. Поэтому она показалась р. Шлезингеру идеальным убежищем, где евреи, свободные от «тлетворного влияния Запада», могли бы вести аутентичную национальную жизнь по законам Торы.

Эти расчеты оказались неверными: в 80-е годы XIX века начинается массовая еврейская эмиграция в Палестину, причем богобоязненных иудеев среди новоприбывших было немного, зато воинствующих безбожников-социалистов хоть отбавляй. Тем не менее, в современном Израиле, в иерусалимском квартале Меа Шеарим, можно и сегодня встретить наиболее последовательных и непримиримых последователей венгерской ортодоксии, отвергающих малейшие компромиссы с современным миром.