Что значит быть евреем

13 Сионизм: стать народом как все народы (ЧАСТЬ 3)

Какой же выход есть у евреев? Ответ на этот вопрос Герцль изложил в вышедшей в 1896 году книге с названием: «Государство евреев» (Der Judenstaat): евреи должны перестать быть чужеродным элементом, став таким же народом, как немцы, англичане или французы. Для этого им необходимо создать общество, в котором они перестанут быть национальным меньшинством. Надо колонизировать какую-нибудь незаселенную или малозаселенную территорию, создав там свое государство.

Важно отметить, что мечтая о возрождении еврейского государства, Герцль практически не интересовался такими аспектами национальной жизни, как язык или традиционная культура. В массовом исходе из Европы он видел не отказ, но продолжение ассимиляции, превращение евреев в европейцев. Еще в «Государстве евреев» Герцль писал:

«Для Европы же мы образовали бы там нечто вроде оплота, преграды против Азии, мы заботились бы о распространении культуры среди невежественных народов Азии…»

Позже он напишет роман-утопию «Старая-новая страна» и в ней опишет жизнь будущего еврейского государства, которое виделось ему центром европейской культуры и цивилизации, не уступающим Лондону, Вене или Парижу:

— Вы устали с дороги. Отдохните первым делом. Вечером, если вам угодно будет, мы пойдем в какой-нибудь театр, в оперу или в немецкий, английский, французский, итальянский, испанский театр!
— Черт побери! — воскликнул Кингскурт <турист, приехавший в еврейское государство — Е. Л.>, — и все это имеется здесь! Как в Америке в мое время! Там тоже гастролировали артисты из всех стран света. Но найти такое обилие развлечений здесь... 
— Нисколько не удивительно. Из Европы сюда гораздо ближе, чем в Америку… У нас можно найти все возможные удобства, развлечения, как в богатых европейских городах.

Рассчитывая, что раввины поддержат сионистский проект, Герцль в то же время видел будущее еврейское государство светским, а не религиозным. Он также был чужд вульгарного национализма, подчеркивая, что в еврейском государстве все граждане, включая арабов-мусульман, будут пользоваться равными правами независимо от национальности и вероисповедания:

«Но может быть, в конце концов, у нас будет теократическое правление? На это, положим, можно ответить отрицательно… Всякий может свободно исповедовать какую ему угодно религию или вовсе никакой не исповедовать подобно тому, как он ничем не связан с той или другой национальностью. И если случится, что среди нас будут жить лица других исповеданий, или других национальностей, то они будут так же пользоваться всеми правами и покровительством государства, как и аборигены страны…»

Еврейское государство